?

Log in

No account? Create an account

Пн, 28 мар, 2011, 01:25
Несколько слов о наработках наших сетевых предшественников

Продолжаем выкладывать материалы, связанные с трактатом "Альтерра и мы" – ткскть, "дополнительные" по отношению к трактату.

Напомним, что в начале февраля сего года, в связи с рассказом о нашей первой встрече с фэндомом, мы обратились к читателям с вопросом:


Какие лично вам известны работы (статьи, дискуссии, любого рода высказывания, полемика и пр.) по теме общения со второй реальностью – если иметь в виду наработки сетевых авторов? Какие из этих работ представляются вам наиболее значимыми, наиболее интересными?


Вопрос, по всей видимости, показался нашим читателям то ли излишне простым, то ли – по этой самой причине – как-то несколько непонятным:))) – в любом случае, никаких дополнительных "подсказок" мы не получили. Ну что ж, не беда! – поделимся тогда с вами тем, что представляется наиболее интересным лично нам. Если у вас возникнут дополнительные мысли, идеи, предложения по улучшению нашего списка – милости просим комментировать (как обычно – независимо от "степени свежести" данного постинга:))


Итак, к делу.


Наработки наших сетевых предшественников – во всяком случае тех, кого лично мы, в соответствии со своими личными представлениями, считаем за таковых:))делятся на "теоретическую" и "практическую", точнее – "художественную" части. С теоретической частью всё более-менее понятно, альтеррология она альтеррология и есть:)) – в отношении же художественных произведений следует подчеркнуть, что нас интересуют именно те из них, которые дают основания также причислить их к теоретическим-альтеррологическим, то есть не просто повествуют о чём-то эдаком-разэдаком, а позволяют сделать в интересующей нас области какие-то более-менее значимые выводы.

Сначала мы перечислим чисто теоретические работы, затем – художественные. Постараемся сказать про каждую единицу списка буквально по несколько слов – не перегружая излишне, только чтобы обозначить наиболее интересные лично для нас моменты.

Нижеследующие тексты мы располагаем в таком порядке, который, на наш взгляд, помогает увидеть в рассуждениях этих разных авторов некоторую единую концепцию общения со второй реальностью – и не скрываем, что концепция эта во многом соответствует нашей собственной концепции на означенную тему.

Ну, поехали:


1. Сетевая / фэндомская альтеррология. Теоретические разработки


Нина Новакович (Тайэре). Глюколовы! Выбирайтесь из подполья!

Манифест Нины Новакович (Тайэре), призывающий людей, обладающих даром видеть иные миры, быть самими собой и не страшиться общественного осуждения. Ценность работы – в выделении этого рода творчества из прочих, более того – в фактическом признании его самоценности: речь идёт о самом даре видеть, прикасаться мысленно к иным мирам – а не о возможности сделать из опыта этих прикосновений великие, прекрасные и полезные художественные произведения.

(В нашем понимании, это – супер-важный аспект! Для сравнения – мы пишем о том же:
"…всё это ценно само по себе, а отнюдь не в качестве материала для создания художественных "нетленок" и выведения высокоумных философских выводов, равно как и не для того, чтобы быть превращенным в звонкую монету славы и/или чистогана…"
(отсюда))

Интересный (и весьма в своём роде характерный) момент: сама автор указанного манифеста, Тайэре – талантливый и на профессиональном уровне основательный писатель. Отмечая этот момент, мы хотим подчеркнуть, что проблему дара Тайэре видит именно таким образом (то есть не в "профессионально-литераторском", а в альтерристическом ракурсе, хоть сама фактически является профессиональным литератором) вследствие исключительно серьёзного отношения к альтерристическому дару как таковому, что сопряжено с признанием самоценности этого дара; вместе с тем, именно серьёзность отношения к жизни по большому счёту приводят её к успешной самореализации в писательском качестве. Такой вот получается забавный парадокс, который на самом деле совсем не парадокс, а проявление закона бытия – альтеррист-писатель призывает альтерристов быть прежде всего альтерристами, а потом уж кем душа попросит, хоть бы даже и писателями, а может быть – и вовсе нет. Стань самим собой – и тебе откроется весь мир:))


Аттрабет Тайэре а Талиорне

Здесь продолжается развитие темы предыдущего текста – это дискуссия вслед вышеуказанному манифесту Тайэре. Ценность данной дискуссии – прежде всего в отчётливо выраженной расстановке позиций: Тайэре отстаивает право быть собой и доверять своему дару, ориентируясь в практической жизни на нормы простой человеческой нравственности ("живи и давай жить другим", а также "не делай другому того, чего не желаешь себе" (с)) – оппоненты же натурально настаивают на том, что делать нечто, чего не делают все, и вдобавок не прислушиваться к общественному мнению – само по себе опасно, аморально и предосудительно. В натуре, вот так примерно и утверждают:)) Представляется, что сейчас с этим стало как-то полегче (по сравнению с эпохой означенной дискуссии) – и надо сказать, что если это впечатление верно, то полегче стало именно благодаря стараниям таких людей, как Тайэре и её единомышленники – Ассиди, Хатуль, Луа Джаллар и прочие.


Инкор Мистардэн Мириарда (Мисти). Собака лает – сорминкор летит

Автор данной статьи, Мисти – человек, несомненно, более чем своеобразный. В отношении той же самой Тайэре она во многом является оппонентом (хоть обе они – завзятые "глюколовы"), да и вообще – в излишней основательности и перфекционизме "по жизни", насколько мы понимаем, Мисти не упрекнёшь. Тем более важным представляется нам тот факт, что Мисти, как и Тайэре, не только настаивает на самоценности общения с мирами второй реальности – но и подчёркивает значение серьёзности отношения к делу, основательности подхода: "Всё, что делается тяп-ляп с противоречиями, без бесконечных проверок и перепроверок, делается не так, чтобы картина видимого мира бесконечно расширялась и усложнялась, без стремления знать о нем как можно больше – не только хронология и география, но и эстетика, философия, культура, вплоть до мельчайших подробностей каждодневного быта… – не визионерство. <…> Это может быть всем, чем угодно: интеллектуальной игрой, фантазией, прогулкой по собственному подсознанию, симптомами начинающейся шизофрении, работой с информационным полем Земли, имитацией Видения, всем, кроме живой и непосредственной связи с настоящим иным миром." То есть, по сути дела, здесь мы видим подходы к вопросу о критериях реальности второй реальности – как "объективных критериях" (свобода, континуальность и внутренняя взаимосвязь), так и "субъективных" (серьёзное отношение, благодарность и ответственность). Вопрос о критериях реальности второй реальности – об отличии реальности от иллюзии, выдумки, бреда (и, что немаловажно – от поделки и подделки:)) – вопрос всегда очень актуальный; на эту тему мы, как вы знаете, уже писали вот здесь – и вскорости снова выложим этот раздел тут, в "Альтерристике".


Дуглас Мэррел. Ответ на статью Мисти

В данной статье очень ценным представляется то, что Дуглас Мэррел, по его собственному признанию – не глюколов, однако серьёзность отношения к восприятию миров второй реальности, к которой с разных сторон призывают и Мисти, и Тайэре, представляется для него своего рода краеугольным камнем. Будучи, по всей видимости, математиком, Дуглас Мэррел говорит о незыблемости "аксиоматики" того или иного мира, к которому можно относиться как к реальному – однако под этой "аксиоматикой" безусловно подразумевается отнюдь не набор абстрактных схем и отвлечённых принципов, а самая что ни на есть уникально-конкретная воплощённость, "внутренняя взаимосвязь" бытия мира, познать которую можно отнюдь не из методички, содержащей оный набор аксиом, а из самых что ни на есть аутентичных авторских текстов (то самое приснопоминаемое в фэндомских дискуссиях "чёрт-те-что на языке оригинала" (с):)). Дуглас Мэррел делает из этого совершенно очевидный, но тем не менее очень важный вывод: "Если "глюк" явно не согласуется с "Сильмариллионом" – значит, это не правда в Арде. Или, что то же самое, правда не в Арде" – и далее развивает мысль о возможности построения / познания "нового, своего мира". Речь здесь идёт об исключительно значимом аспекте не только альтерристической деятельности, но и параметров бытия вообще – о неотменимости живой материи мира, о, если можно так выразиться, безусловной "состоявшести" того, что обрело подлинное воплощение, о невозможности превращения реальности в бред и хаос – а значит, о потенциальном и актуальном рождении новых миров из плоти уже состоявшихся старых. (Вспомним, творить = делать прочным, неотменимым – к подлинно воплощённому можно прибавить, но невозможно ничего отнять.)


Ассиди. Размышления о ЧКА

Ту же самую мысль о рождении / порождении / создании новых миров развивает в указанной статье и Ассиди – подчёркивая значение того, что сделала Ниенна (Наталья Васильева, она же Элхэ Ниэннах), когда дерзнула открыть мирозданию свой собственный мир – Арту, увиденную ею сквозь покровы толкиновской Арды. Ассиди в своей статье подчёркивает, что споры "кто более прав, Толкин или Ниенна" бессмысленны именно потому, что миров может быть множество – столько, сколько тех, кто любит и рождает их, кто видит их и открывает их нашему общему миру, миру первой реальности.


Луа Джаллар. К дискуссии

В этой весьма краткой статье Луа Джаллар выражает сразу несколько ценных мыслей, не случайным образом завязанных в один узел. Прежде всего, Луа Джаллар отвергает дихотомию "пассивное наблюдение реально существующего – активное творение иллюзорного" – и настаивает на том, что по большому счёту все миры и их обитатели равноправны между собой и что абсолютно все сотворённые существа имеют возможность активно соучаствовать в деле божественного миротворения, быть соработниками Творца. Очень важно, что для автора тема соработничества Творцу в иных мирах глубоко взаимосвязана с темой активного отношения к жизни в нашем общем мире, мире первой реальности: "гармония между существованием "своего мира" и полноценной жизнью на Земле есть необходимое условие для того, чтоб быть самому полноценным человеком и соучастником Акта Творения". По большому счёту, отношение человека к другим мирам и их обитателям должно быть таким же, как к этому миру и его обитателям – то есть серьёзным, ответственным, любовным и сочувствующим.


Луа Джаллар. О критике толкиенизма

Здесь Луа Джаллар касается вопроса отличия реальности от иллюзии и формулирует очень важный критерий реальности – способность к саморазвитию: "…иллюзия к саморазвитию и изменению не способна. Ибо иллюзия не существует без того, кто ее воспринимает. <…> О ней можно рассказать, о ней можно написать... Но она не станет от этого способной меняться и развиваться самостоятельно. <…> К саморазвитию и совершенствованию способно только нечто, существующее ВНЕ нашего сознания и воображения. То, к чему Творец приложил свою способность творить. А стало быть реальное и воплощенное в Бытие."


Эли Бар-Яалом (Хатуль). Слово о мироглядах

Данная статья может считаться достаточно удачным примером популяризации темы как таковой – вполне удобопонятным и для тех, кто "в теме", и для тех, кто вовсе даже нет (Хатуль же вообще замечательный популяризатор:)) С нашей точки зрения, наиболее интересно здесь то, что автор приводит энное количество лично известных ему по жизни ярких и запоминающихся примеров по части восприятия информации о конкретных мирах второй реальности – какие любопытные явления бывают и у одиночных альтерристов, и у пары альтерристов, и даже более того. Лично нас как практикующих альтерристов по первому же прочтению весьма впечатлило глубокое, натуральное, неподдельное знание автором предмета – которое само по себе может свидетельствовать о том, что предмет реально существует, а не только имеет большое морально-философическое значение:)))


Юленька. Глюколовство: попытка классификации

Так же как и вышеозначенная работа Хатуля, статья Юленьки по первому же прочтению поражает глубокой, неподдельной натуральностью, вгруженностью в предмет. В частности, нам представляется исключительно важным, что в качестве особой категории автор выделяет практику, которую мы называем альтернатством, то есть "другим/двойным рождением" – это явление телесного существования в альтерре, когда человек не просто "видит / чувствует" некий мир чьими-то чужими глазами или вообще "наблюдает с высоты птичьего полёта", а обладает в нём полноценной собственной жизнью – наряду с жизнью в мире первой реальности: "Тут уже речь не идет о взгляде извне. Тут каждый из нас является отдельной личностью с собственной историей и судьбой. Там мы действуем, совершаем поступки. И разумеется, таким образом влияем на другие миры в той же мере, в какой каждый из нас влияет на этот мир, в котором ведется сия дискуссия." Имеется и ещё одна значимая для нас частность – Юленька рассказывает о специфической практике ментального контакта с существом другого мира, который устанавливается на период одного "квеста", и очень живо повествует о своих личных впечатлениях. Подобного рода практика хорошо нам известна в связи с внутренними делами нашей альтерры – у нас в альтерре такая деятельность именуется "волонтёрством", и с этим явлением связано много чего интересного; впрочем, сейчас мы говорим немного о другом.


По теоретической части пожалуй что отразили, приступим теперь к художественной.


2. Сетевая / фэндомская альтеррология. Художественные произведения


Так получается, что наиболее выдающимися одновременно и в художественном, и в альтеррологическом смысле представляются нам работы того же Хатуля – назовём те из них, которые имеет смысл выделить особо.


Эли Бар-Яалом (Хатуль). Ангел над "Титаником", или Нόра

Несколько ключевых тем сплетены здесь воедино – можно сформулировать так: тема "странствия вдвоём", то есть бытия пары альтерристов (точнее – тема обретения и утраты альтерристом пары) и тема "творения мирами друг друга" (точнее, со-творчества разных миров в акте единого божественного Творения) приходят к общей кульминации, объединяясь в теме взаимопомощи – призыва о помощи и ответа на него.


Эли Бар-Яалом (Хатуль). Наш ствол растёт на краю обрыва

Та же самая тема обретения / утраты альтерристом пары (более того – тема обретения /утраты альтерристом дара!) – вся на щемящей ноте, буквально сердце разорвись! – финал остаётся открытым, потому что главный вопрос прямо не поставлен и прямо не решён – ведь на самом деле это вопрос к читателю.


Эли Бар-Яалом (Хатуль). Сумерки страны Самиррамат

Тема общения альтерристов между собой – супруги не смеют признаться друг другу, что у каждого из них есть своё мир, и потому не могут полноценно раскрыться навстречу друг другу, рискуя тем, что альтерристический дар в обоих постепенно угаснет, они потеряют свои миры, а их миры потеряют их – наш же общий мир потеряет очень многое, не поддающееся подсчёту и не выразимое словами.


Эли Бар-Яалом (Хатуль). Ночной патруль

Невероятно трогательный рассказ на тему отношений творца / родителя с порождёнными / сотворёнными им существами. Герой рассказа – которого нельзя назвать "автором", ибо он ни одного разу не литератор – немолодой одинокий демиург, который честно делится жалкими крохами того, что у него остаётся в качестве жизни, со своими альтерритами – обитателями его внутреннего мира. Взаимная нежность – щемящая, грустная, верная – взаимная поддержка, согревание друг друга под ледяным дыханием наступающего небытия… Невзирая ни на что, творец-родитель и его сотворённые не отрекаются и впредь не отрекутся друг от друга – и это даёт надежду на обновление их общей жизни, на возрождение их общей юности, которая измеряется не в годах, а в целостности и полноте самоотдачи.


Наверное, по части Хатуля пока что хватит:)


Чтобы не перегружать список, добавим ещё парочку произведений Елены Касьян (pristalnaya) – в строгом смысле слова это автор не фэндомский, но безусловно сетевой и в своём роде очень значимый:


А давай так...

Дивная зарисовка на тему самого раннего, самого нежного возраста альтерриста – об обретении пары, обретении ключа вхождения в альтерру, об открытости и дерзновении, без которых ничего не состоится.


Франка Варэзи, говорящие зайцы и все-все-все

Серия умопомрачительно солнечных миниатюр, герои которых на ходу сотворяют друг друга и самих себя – озорные, смешливые, лукавые, щедрые… Очень-очень настоящие.


Ну вот теперь совсем уж хватит:))


Ещё раз подчёркиваем, что выбранные нами тексты во многом соответствуют нашей собственной концепции общения со второй реальностью – именно поэтому мы и считаем эти наработки за "наработки наших великих <то есть не менее великих чем мы> предшественников":))


К оглавлению трактата "Альтерра и мы"

Вс, 27 мар, 2011 21:55 (UTC)
istanaro

Хм. В принципе ведь художественная разработка любого нового мира при желании может быть истолкована как мироглядство.

Вс, 27 мар, 2011 22:16 (UTC)
alterristika

Это интересный и не очень простой вопрос. Можно сказать - "и да, и нет"... Дело в том, что есть некоторые нюансы отношения к делу (хотя они не всегда уж так уж отчётливы) - мы об этом писали вот здесь:
"Альтерристы-писатели и писатели-альтерристы. О критериях подлинной альтерры на книжных страницах"

(Кстати, там и обсуждение интересное - сейчас вот сами заглянули туда, вспомнили:)))

Edited at 2011-03-27 22:21 (UTC)

Сб, 14 май, 2011 01:17 (UTC)
shee_the_keeper

Позволил себе поместить комментарий ниже :)

Сб, 14 май, 2011 20:18 (UTC)
alterristika

Это совершенно замечательно! Мы были бы страшно рады, если бы вы подключились к обсуждениям у нас тут:)))

Кстати, обратите внимание, мы ведь здесь уже немного писали про ваше сообщество "Мирогляды" - рассматривая разные варианты живого общения на тему личных миров-альтерр:
http://alterristika.livejournal.com/5246.html

Вот бы вы и там оставили свой когтистый след:))))) А то Хатуль так и не собрался... А интересно ведь мнение самих тех, про кого мы пишем!:))

Сб, 14 май, 2011 01:16 (UTC)
shee_the_keeper

Леш, как мирогляд и миротворЕц позволю себе не согласиться. Ибо мироглядство любого уровня и толка исключает понятие разработка. Ибо если речь идет о разработке - это не не "Глядство", это конструирование некоей системы которая начнется там, где ее начал автор, и кончится там, где автор поставил точку.
Несоменно подобные конструкции становятся частью общего информационного поля Мироздания и могут быть намеренно или ненамеренно вплетены Творцом и его соавторами-Демиургами в воплощение реальных миров. Но это скорее исключение, нежели правило.
Мироглядство, т.е. активное провидение и плетение истории конкретного мира, или пассивное наблюдение иного мира как раз и отличается от конструирования тем, что визионер не констурирует, не разрабатывает, не придумывает в конце концов, а именно пропускает через себя информацию о мире. Воплощенном или Теневом.

Сб, 14 май, 2011 20:08 (UTC)
alterristika

Дадада, мы совершенно с вами согласны!

Мы как раз и делаем принципиальную разницу между фазами "моделирования" и "погружения" - где "моделирование" означает некое конструирование-предположение (вопрос), а погружение - непосредственное восприятие информации о том, КАК ОНО ЕСТЬ (ответ).

Мы писали о моделировании и погружении, например, вот здесь:
http://community.livejournal.com/personnes/6566.html

Спасибо, что вы прокомментировали! Хорошо бы это обсуждение продолжилось:)))